Значение социологии в понимании взаимодействия между творцом, культурным доменом и социальным полем достаточно многопланово. Пожалуй, в наибольшей степени социологическое мышление применимо в анализе того, каким образом происходит социальный отбор и социальное признание результатов деятельности творческих личностей. Этот завершающий этап творческого процесса, знаменующий его успех или неудачу, осуществляется группой людей, которая может сильно варьироваться по своей структуре и численности.
Не исключено, что создатели системной модели креативности использовали в упрощенном виде концепт П. Бурдье, понимавшего поле «как относительно замкнутую и автономную подсистему социальных отношений» [Шматко, 2003, с. 115]. В целом область человеческой креативности в терминах французского социолога может быть рассмотрена как поле производства и обращения символических благ, структура которой задается оппозицией ограниченного и массового производства. В зависимости от того, с какой из них мы имеем дело, определяется размер и структура общности, благодаря которой осуществляется легитимация результата творческого процесса как креативного продукта.
Если речь идет о производстве креативных продуктов или символических благ в каком-либо поле ограниченного производства (скажем, научном открытии в узкоспециализированной области физики или медицины), предназначенных, по крайней мере на короткий срок, лишь для круга «производителей», то поле составляет иногда совсем немногочисленная группа экспертов. Люди, которые основали в свое время новую парадигму в своей научной области, такие как З. Фрейд, А. Эйнштейн или И. Павлов, имели возможность делиться своими открытиями с окружавшими их небольшими группами интеллектуалов, заинтересованных их исследованиями. В современных обществах поле науки представляет собою комплексную сеть экспертов с различной компетентностью, статусом и властью [Sawyer, 2006]. Оно включает редакторов журналов, рецензентов, экспертов, рассматривающих заявки на гранты, руководителей подразделений ведущих университетов и т.д. В современном искусстве поле включает в себя галеристов, музейных кураторов, коллекционеров, меценатов, издателей и редакторов специализированных журналов и пр. Один из пионеров исследований креативности М. Cтейн называл этих людей посредниками ("intermediaries") [Stein, 1963], определяющими не только то, какие творческие проекты, получат признание, но и то, какие из них получат финансовую поддержку.
При этом в разных полях культурного производства, таких как искусство, наука, литература и др., отношения между социальными позициями, «должны рассматриваться относительно позиций в поле власти, понимаемой расширительно как поле доминирование» [Шматко, 2003, с. 118]. К сожалению, как и другие сферы социальной жизни, поле культурного производства подвержено воздействию сил, формирующих общественное неравенство. В различных областях производства символических благ социальное признание творческих заслуг распределяется не равномерно, а в значительном числе случаев в соответствии с «принципом накопления преимуществ» или эффектом Матфея. Один из информантов Р. Мертона, описавшего этот эффект, выразил его суть следующими словами: "Когда речь идет о признании заслуг, научное сообщество поступает весьма своеобразно. Оно склонно приписывать все заслуги тем людям, которые уже знамениты" [Мертон, 1993, с. 257].
Влияние «посредников» на общественное признание результатов творческого процесса имеет большое, но все же ограниченное значение. Их одобрение может носить лишь формальный характер. Нередко случается так, что эксперты признают оригинальным и ценным для своего домена то, что может в нем «не прижиться». Известно, например, что каждый год научные журналы выпускают тысячи статей, которые никогда или крайне редко цитируются, и которые, следовательно, не оказывают воздействия на дальнейшие исследования, т.е. не влияют на развитие культурного домена. Типичной является ситуация, когда «58 % статей из числа тех, на которые ссылались другие авторы, цитируются на протяжении 20 лет только один раз» [Мертон, 1993, с. 260-261]. Тоже самое происходит и в других областях, скажем в области киноиндустрии, где продюсеры каждый год тратят многомилионные бюджеты на реализацию провальных киносценариев, которые до того были отобраны экспертами из сотен других, как «самые лучшие». Иными словами, те, кого называют «привратниками» или «поседниками» играют критическую роль в оценке креативных продуктов, однако окончательную проверку «на прочность», они проходят в зависимости от того, будут ли они приняты различными слоями широкой публики. Особенное значение это имеет для поля массового культурного производства, в котором движение креативного процесса претерпевает воздействие не только мнения «группы значимых других» [Stein, 1963, p. 122] или «оппонентного круга» [Ярошевский, 1983] экспертов, но и ожиданий массового потребителя.
Рассмотрим многослойную структуру общности потребителей символических благ, которую исследователи графически изображают в качестве кругов разного диаметра, вставленных друг в друга [Sawyer, 2006, p. 127]. В центре этой «луковицы» находятся упоминаемые выше «привратники» или «посредники». Следующий слой занимают те, кого называют «знатоками» или «поклонниками» ("connoisseures") - это те, кто разбирается в данной области культуры почти также детально, как «посредники», и отличаются от последних лишь тем, что лишены соответствующего символического капитала. Эти люди играют чрезвычайно важную роль в формировании мнения широкой публики. Сегодня, например, ими могут быть известные блоггеры, помещающие на своих страницах авторские обзоры последних новинок в области кино, музыки, литературы, технических изобретений и др.
Поклонники известных авторов чутко следят за творчеством своих кумиров, и те, хорошо понимая, чего от них ждут, волей-неволей учитывают эти ожидания в своем творчестве. Если художник решает создать работу, расходящуюся с ожиданиями своих поклонников, он, как правило, понимает, что ему придется приложить немало усилий, чтобы заново завоевать благосклонность публики.
Следующую важную «прослойку», составляющую публику того или иного автора, представляют собою те, кого называют «любителями» ("amateurs"). Эта группа является более многочисленной и диффузной, чем группа «поклонников». Это те, для кого, например, тот или иной вид искусства – музыка, живопись, танец, поэзия, является увлечением и формой отдыха. Значительная часть «любителей», достигая в какой-либо подобной области полупрофессионального уровня, чаще других посещают соответствующие выставки и концерты, читают тематическую литературу, и именно они имеют большие шансы понять о оценить представленные произведения.
Наконец, самым верхним слоем рассматриваемой «луковицы» является широкая публика ("general public"), которая имеет довольно ограниченное влияние на то, что в культуре признается, распространяется и ценится. Она «голосует» своими действиями – посещает или не посещает тот или иной концерт, смотрит или не смотрит то или иное кино, читает или не читает тут или иную книгу и т.д. Но для многих секторов поля культурного производства, особенно тех, кого можно назвать культурными индустриями – таких как кинематограф, телевидение и звукозапись – размер аудитории есть ключевой показатель успешности. «Посредники» в таких областях регулярно отслеживают размер аудитории и ее демографические характеристики, и коллективный выбор массового потребителя может оказывать не прямое, но значительное воздействие на последующие работы творческих профессионалов.
Социологи давно изучают взаимосвязи социального положения индивидов и их предпочтений в культурном потреблении (см., например, [DiMaggio, Useem, 1978]). Для того, чтобы предсказать эти предпочтения, необходимо определить социально значимые характеристики группы, к которой принадлежит тот или иной индивид – уровень образования, профессиональную принадлежность, уровень доходов [Crozier & Chapman, 1981]. При этом последний критерий является наименее показательным, поскольку люди потребляют искусство не просто потому, что они могут его себе позволить, а потому, что приучились делать это в общении с людьми своего круга, и рассматривают потребление того или иного вида искусства как элемент своей идентичности. Корреляции между стилем культурного потребления людей и образовательным уровнем их родителей указывают на то, что культурный капитал имеет тенденцию передаваться от родителей к их детям [Bourdieu, 1979]. Предпочтения в культурном потреблении являются маркером принадлежности к определенной социальной общности. Так, например, исследования социологов указывают на то, что выбор то или иной музыки для прослушивания играет значительную роль в конструировании юношеской идентичности [Chapman, Williams, 1976].
В зависимости от положения между полюсами массового и ограниченного производства того культурного поля, в котором работает автор или группа авторов, осуществляемый ими творческий процесс будет претерпевать большую или меньшую зависимость от предпочтений круга потребителей различного охвата.