— Вы упоминали, что современный зритель не всегда готов на площадке Мариинского или других крупных театров увидеть что-то экспериментальное, неклассическое. Как подготовить зрителя?
— Я понимаю, почему зритель идет на баттл Гнойного и Оксимирона. Но почему на современный танец – не знаю. Я исследую это сейчас, и пытаюсь внятно ответить на этот вопрос. Необходимо понимать, что современным он называется не потому, что артисты двигаются как-то "современно", а потому, что этот способ движения отражает вопросы и идеи, возникающие в социуме сейчас. Перефразирую Пину Бауш: Важно не то, как люди двигаются, а что ими движет".
Современный танец, который я порой встречаю, имеет тенденцию замыкаться «сам в себе», в основном люди приходят на спектакль и не понимают, что происходит. А позиция создателей – не пытаться быть понятыми. Или эта возможность доступна эстетствующей группе. Я думаю, все-таки важное дело – искать эту актуальную дорожку для современного зрителя, живущего сегодня.
Но осознание спектакля – это тоже не всегда простой процесс, и он зрительский: нужно погрузиться, открыться, попытаться увидеть, вступить в диалог. Даже если не понравилось, то попытаться понять, почему. Включиться. Часто я наблюдаю «оффлайн» режим аудитории. Режим потребления.
Задача самого зрителя – себя осознанно и активно включить, я этого сделать за него, к сожалению, не могу. Иначе съезжаем в театр-шоу, постоянно развлекаем. Авторы, конечно работают с вниманием зрителя, но хочется не развлекать, а задавать вопросы. Вести диалог. Это по-настоящему важно.